Статьи

Введение в стробизм. Удаленное управление накамерными вспышками, часть 1.

   Данный материал появился на свет по причине часто возникающих вопросов, касающихся удаленного использования накамерной вспышки. Он не охватывает целиком столь обширную тему, это скорее введение в стробизм и желание поделиться собственным опытом.    Для стробосъемки нужны следующие вещи, которым я посвящу первую часть материала:
1. Камера (кто бы мог подумать? :)),
2. Накамерная вспышка,
3. Синхронизатор.
Это необходимый минимум.
   Для более комфортной работы и большего контроля за светом потребуются:
1. Стойка,
2. Головка крепления для вспышки,
3. Модификаторы света (зонты, софтбоксы, октабоксы, сотовые насадки и т. п.),
4. Гели (конверсионные и цветные).
Это будет рассмотрено во второй части.

Фотовспышки.

   Можно использовать любые внешние вспышки, имеющие синхроконтакт. Главное, чтобы снихронизатор мог с ними «подружиться» и не сгореть. Старые вспышки, от пленочных камер, имеют высокое напряжение на синхроконтакте. У меня валяется древняя вспышка, которую я использовал с Зенитом – Unomat 20, кажется. Ее можно использовать, только со специальными понижителеми напряжения, типа этих: ПОНИЖИТЕЛИ. Справедливости ради, один раз я устанавливал эту вспышку на Canon 450D. Ничего не сгорело, только я бы предостерег вас от подобных экспериментов.
   Старые вспышки - это совсем уж бюджетный вариант и я не буду их рассматривать. Обратим наш взор на современные, системные ("родные") и не системные ("не родные").
   Первые надежны, корректно работают в автоматическом режиме, управляются с камеры, но стоят ощутимо. Вторые дешевы, но имеют проблемы с расчетом мощности импульса и качеством. Что предпочесть? Тут все просто, есть деньги – системные, нет – не системные. Дело в том, что работа в автоматическом режиме и удаленное управление с камеры или передатчика поддерживается дорогими TT-L синхронизаторами или средствами самой вспышки. В остальных случаях, мощность выставляется в ручную, на самой вспышке, а синхронизатор только синхронизирует импульс используя центральный контакт.
   Еще, если собирать комплект из нескольких вспышек, то из «не родных» он обойдется ощутимо дешевле. Есть только один момент. По моему мнению, если вспышка одна, то она должна быть системной. При работе в качестве накамерной, глюки и низкое качество могут стоить нервов и дополнительных расходов на ремонт.

Синхронизация.

   Синхронизировать вспышку можно многими способами: кабель, световая ловушка, инфракрасный синхронизатор, комплектом из ведущей и ведомой вспышки, радиосинхронизатор, радиосинхронизатор с TTL. Вроде бы ничего не забыл.

TTL-Кабель.

   У меня такой давно лежит без дела, после появления радиосинхронизаторов. Полезен при предметной съемке, когда не надо далеко свет относить или когда вспышка на стробофрейме. «+»:
- дешев (я не о «родном»),
- вспышка может работать в автоматическом режиме (если умеет). «-»:
- далеко вспышку не отнесешь,
- возможно подключить только одну вспышку. Есть китайские кабеля со сквозным горячим башмаком. С ними можно установить еще одну вспышку на камеру. Только толку от этого немного.

PC синхрокабель.

   Это кабель с PC-разъемами на концах. Длина может достигать десятка метров. При отсутствии соответствующего разъема на камере (а это бюджетные любительские модели), требуется переходник с PC разъемом, типа такого: ПЕРЕХОДНИК ДЛЯ КАМЕРЫ и переходник для фотовспышки с PC разъемом, типа такого: ПЕРЕХОДНИК ДЛЯ ФОТОВСПЫШКИ.
   Стоимость такого комплекта равна стоимости более или менее приличного синхронизатора, работать с которым гораздо удобнее.
Плюсов я не вижу, а минусы то же, что и у TTL – кабеля.

Световая ловушка.

   Синхронизация происходит по световому импульсу. «+»:
- дешева, свободу перемещения не ограничивает,
- может работать со встроенной вспышкой (требуется только ловушка на вспышке). Есть модели, которые могут синхронизируются по второму импульсу, пропуская импульс TTL-замера.
- количество синхронизируемых вспышек не ограничено. «-»:
- малая дальность действия,
- может не сработать, если светоловушка находится не в пределах прямой видимости,
- не срабатывает на ярком свету (большей частью, использование ограничено студией). На улице слепнет.

Инфракрасный синхронизатор.

   Передатчик на камере, посредством ИК сигнала, синхронизируется с приемником на вспышке. В студии жизнеспособно, на улице нет. «Минусы» как и у светоловушки, плюс большие габариты.
   Стоит почти как дешевый радиосинхронизатор.

Системные ведущие и ведомые TTL вспышки.

   Речь идет о «родных», т. к. в них реализовано полноценное управление.
   Требуется ведущая вспышка, как правило, это вспышка топового уровня и ведомые. Эти уже могут быть попроще. Если говорить о Canon, то ведущая это Canon Speedlite 580EX, Canon Speedlite 580EXII, Canon Speedlite 600EX и Canon Speedlite 600EX-RT. Или трансмиттер Canon ST-E2. В качестве ведомых выступают те же, топовые вспышки и более простые Canon Speedlite 430EX Canon Speedlite 430EXII. «+»:
- полный контроль над вспышками. Управляются легко и просто как с камеры, так и с ведомой вспышкой,
- доступна высокоскоростная синхронизация, вплоть до 1/8000 (зависит от камеры),
- объединение в группы и управление ими,
- работа в E-TTL II,
- подсветка точки фокусировки. «-»:
- цена такого комплекта удручает. Сильно удручает.
- небольшая дальность действия,
- не срабатывает, если вспышки не видят друг-друга (например, если ведомая вспышка в софт-боксе или за углом). У меня бывали случаи, когда система срабатывала через раз в большом помещении,
- может не срабатывать на улице, при ярком солнечном свете,
- нет возможности комбинировать различные типы вспышек. Например, «родные» и «не родные».

Радиосинхронизатор.

   Теперь, начинается самое интересное :)
   На рынке представлено большое количество радиосинхронизаторов. Система состоит из передатчика и приемника, связанных по радиоканалу. Самые дешевые умеют только синхронизировать импульс, более дорогие могут работать как радиопульт дистанционного управления. Достаточно приемник подключить специальным кабелем к камере. Передатчик будет выступать в качестве пульта. Для чего на нем присутствует кнопка. Все как на камере, полу-нажатие – фокусировка, нажатие – срабатывание затвора.
   На приемнике и передатчике присутствует переключатель каналов на тот случай, когда несколько фотографов, со своим оборудованием, работают рядом. Кстати, если ваш синхронизатор перестал работать, убедитесь, что приемник и передатчик настроены на один канал.
   На что обратить внимание при выборе?
1. Общий конструктив и прочность пластика.
2. Пятка приемника должна фиксироваться прижимной гайкой. Ведь не хочется, чтобы дорогая вспышка грохнулась с высоты стойки об бетонный пол?
3. Пятка передатчика должна фиксироваться гайкой в горячем башмаке камеры. У моих Yongnuo RF-602 передатчик, иногда, выскакивает. Теряется контакт и это раздражает. Да и потерять его можно.
4. Наличие выключателя на приемнике и передатчике. У Yongnuo RF-602 выключатель только на приемнике. Батарейка в передатчике разрядилась от ношения в сумке, кнопка теста/спуска пребывала в нажатом состоянии. Приходиться подкладывать кусок бумажки между батарейкой и контактом.
5. Количество доступных каналов. 2-позиционный переключатель хорошо, 4-хпозиционный лучше.
6. Возможность подключения к студийным моноблокам. «+»:
- дальность действия до 100 м.,
- работа в любых условиях. Свет, темнота, дождь, снег, студия, улица и т. п., не помеха,
- неограниченное количество приемников,
- компактные размеры и малая масса,
- могут работать при отсутствии прямой видимости,
- возможность подключить любой импульсный источник, в любых сочетаниях, лишь бы был синхроконтакт.
- возможность работать в качестве пульта ду, у некоторых моделей. «-»:
- у более или менее приличных, стоимость может быть высока. Хотя, кабель или ик-синхронизатор могут быть сопоставимы по цене.
- не могу больше ничего придумать… :) Несмотря на то, что я указал недостатки Yongnuo RF-602, осмелюсь рекомендовать этот комплект к покупке, или что-нибудь из новых серий. Работает надежно, в течении уже нескольких лет.

E-TTL синхронизатор.

   Это самый удобный и комфортный способ синхронизации. В зависимости от производителя разняться стоимость, функциональность и удобство управления. Самый доступный комплект – это Yongnuo YN-622C, средняя стоимость около 4,5 тыс рублей и около 2,5 тыс. за дополнительный приемник. Я пользуюсь Phottix Odin, который стоит порядка 13,5 тыс. рублей и около 5,3 тыс. за дополнительный приемник. Обзор этого радиосинхронизатора можно посмотреть тут: Phottix Odin TTL для Canon.
   За что такие деньги? За полное удаленное управление фотовспышками. Все настройки производятся с камеры или передатчика. Камера думает, что на ней установлена вспышка, вспышка думает, что она установлена на камере. Нет необходимости бегать к двухметровой стойке, чтобы изменить мощность импульса или зуммировать головку вспышки. Если нет времени или возможности менять параметры, автоматический режим придет на помощь, синхронизация на 1/8000? Легко!
   Например, я ставлю стойку в удобном месте и свободно перемещаюсь по залу в поисках сюжета:

   Или снимаю на улице:

"+":
- полный контроль над вспышками,
- поддержка TTL,
- синхронизация на 1/8000. Даже студийных моноблоков,
- управление группами,
- возможность комбинации любых импульсных источников,
- большая дальность действия, до 100 метров,
- синхронизация по задней шторке,
- возможность обновления прошивки.
«-»:
- цена,
- габариты.

Введение в стробизм. Удаленное управление накамерными вспышками, часть 2.

Введение в стробизм. Удаленное управление накамерными вспышками, часть 3.

© Глуховцев Андрей 2007 — 2017. Все права защищены. При копировании материалов обязательна активная ссылка на www.art-n-foto.ru.