Места

Путешествие на родину Йеллоупукки.

   В конце 2008 года, возникло непреодолимое желание хорошенько отдохнуть перед затяжными новогодними праздниками. Опять же, мрачные прогнозы экономистов о неотвратимости мирового кризиса, на тот момент, начали сбываться, заставляя задуматься о том, что в 2009-м, подобное желание удовлетворить будет не просто.
   Итак, решено, едем! Вопрос «куда?». Тут захотелось соригинальничать. Обычно народ косяками устремляется в сторону теплых краев, желая лишний раз получить свою порцию загара и витамина «В», под не ярким зимним солнцем Египта и ему подобных стран. Но стадное чувство нам чуждо, и было принято решение отправиться… правильно, на север, благо горные лыжи пылились в гараже, в виду отсутствия снега (в начале декабря). Местом проведения культурного отдыха была выбрана Финляндия, точнее один из горнолыжных курортов-Вуокатти, предварительно убедившись в том, что снег на его склонах уже имеется.
   Надо заметить, что информация, полученная от туроператора и из интернета о месте предполагаемого отдыха, была слишком скудна. Исключительно общие фразы о том, что «…Вуокатти превосходное место для семейного отдыха…», «…в окрестностях находится один из лучших финских аквапарков…», и т. п. Сайт сети отелей "Sokos", в одном из которых планировалось остановиться, порадовал исключительно общим описанием количества трасс, самого отеля, наличием тоннеля для беговых лыж и сноубордов, функционирующим даже летом, и местоположением на карте, изобилующей названиями населенных пунктов с труднопроизносимыми названиями. В общем, разбираться пришлось по ходу пьесы.
   Выезд был назначен на 15 декабря. К этому времени были получены все необходимые документы, приобретены путевки, шлем для ребенка и сумка для транспортировки трех пар горных лыж. На последней остановлюсь по подробней.
   Поиски сумки несколько затянулись, т. к. к ней предъявлялся ряд требований: туда должны помещаться три комплекта оборудования (лыжи, ботинки, палки, шлем); она не должна сопротивляться ее перемещению в пространстве, т. е. обязательно наличие пары крепких колес, наличие удобных ручек только приветствуется; цена должна быть адекватная. После долгих поисков искомое было найдено. Во многих магазинах предлагали либо большой чехол на один комплект, с клятвенными обещаниями, что туда все поместится, либо сумку от сноуборда. С теми же обещаниями. Товарищи, не введитесь на подобную фигню! Отделения для лыж должны иметь мягкие перегородки, ремни-фиксаторы, ремешки с липучками для палок и отсеки для ботинок. Колеса или ролики должны быть массивными. Удовольствие от переноски на руках набитого вещами чехла с отлетевшими колесами, мягко говоря, не большое.
   Что удалось туда запихнуть: 3 пары лыж, 3 пары лыжных ботинок, 2 пары палок, шлем сына, 2 пары горнолыжных штанов, 2 маски, свитера, шлепанцы для сауны, обувь сменная и куча всяких мелких вещей в виде носков, футболок и т. п., занимающих не маленький объем. В общем, т. к. мы предпочитаем не обременять себя, в поездках, большим количеством сумок, весь полезный объем чехла был использован по максимуму. Весило все это дело порядка 20 с лишним килограмм, диаметр с торс взрослого человека, высота ровно 2 метра. Не скажу, что таскаться с такой бандурой доставляло удовольствие, но вполне терпимо. Думаю, если бы это было распихано по разным сумкам, неудобств было бы гораздо больше.
   В десять вечера фирменный поезд «Лев Толстой», следующий по маршруту Москва-Хельсинки гостеприимно распахнул свои двери.
   В поезде выяснилось, что лыжный чехол, в купе, просто не куда положить. Под нижними полками мешается переборка, на верхние полки по диаметру не проходит. Пришлось положить, в проходе, между полками. Хорошо, что в купе больше никого не подселили, иначе протиснуться было бы вообще не реально.
    Который раз убеждаюсь, что как не старайся рядиться под Европу "совок" остается "совком". Фирменный международный поезд. Один из двух туалетов закрылся спустя несколько часов, попросили у проводников ложку, ответили, что не держим. Радио, вообще убило. Пытаясь найти органы управления радиоточкой, спрашиваю проводницу, как вырубить шансон, льющийся из динамика (ну не переношу я эту дрянь). «А нет тут регулятора громкости, у нас все централизовано. Не волнуйтесь, скоро отключат»;- отвечает она. Блин, какого лешего я должен слушать эту мутотень про тюрьмы, пацанов и потерянную свободу? Уже начал прикидывать, чем раскурочить решетку и откусить провода, как наступила тишина.
   Под утро приехали в Выборг. Таможенный досмотр прошел быстро, тихо и спокойно. На удивление приветливые таможенники, как наши, так и финны, проверили документы и пожелали счастливого пути. Запомнилась граница одним приколом. Передаю со слов жены. После проверки документов в купе заглянул какой-то финн (мы, с сыном, пошли выбрасывать мусор), уставился на лежащий, на полу, невероятных размеров предмет, посмотрел на жену. И произнес с неподражаемым финским акцентом:
-Что э-э-э-т-то?
-Лыжи.
-Скок-к-ко их там-м-м?
-Три пары.
-Ви спорцме-е-ен-н-нка?
   Выяснив, что спортинвентарь принадлежит еще и мужу с сыном, любознательный таможенник удалился в неизвестном направлении.
   Часов в 12 дня мы прибыли в Куоволо, где спустя три часа должны были пересесть на пригородную электричку, а с нее, с интервалом в 5 минут, на другую, которая должна была доставить нас в Кайяни, затем 30 минут езды на такси и мы в Вуокатти. Такой, вот, хитрый маршрут. Назад ехали только на одной электричке, Кайяни-Куоволо.

Куоволо

   Немного насторожило небольшое количество снега, лежащего на земле, как оказалось, впоследствии, напрасно. Побродив по округе и не найдя почти ничего интересного, понаблюдали за вяло текущей жизнью города из здания вокзала. Все спокойно и размерено. Курить в общественных местах строго запрещено, что не могло не радовать, соответствующие места оборудованы на улицах, прикрученными к стене контейнерами для окурков. Народ особо не куда не спешил, периодически подъезжали машины такси, выгружали или загружали пассажиров и так же не спеша, уезжали. В качестве такси используются машины, типа Mercedes C-класса, Audi A6, Citroen C5 и т. д., Opel Vectra, наверное, самая простая из тех, на которых пришлось, в последствии, ездить. В большинстве своем универсалы. Вообще, я заметил, универсалов там очень много.
   На вокзале было много мужиков, из Карелии, возвращающихся домой с заработков.
   За три часа ожидания ни разу не увидел ни одного полицейского, в отличие от родных московских вокзалов.
   Еще вокзал запомнился платными туалетами по 2 евро на первом и 1 евро, на втором этажах. Почему такая дифференциация, не понял.

Куовло

   Современные пригородные двухэтажные поезда заслуживают отдельного упоминания. Крейсерская скорость составляет около 120 километров в час. Пока ехали, на нескольких мониторах в салоне, отображалась текущая скорость в пределах 110-160 км/ч. Около каждого места розетка на 220 вольт для зарядки мобильников, ноутбуков и подобных электронных девайсов, что оказалось весьма кстати, т. к. остаток заряда в моей PSP стремился к нулю. На мониторах, так же, отображалось состояние двух туалетов (занято/не занято) и двух телефонных кабинок (!!!). Нет, телефоны там не висели, просто две кабинки для конфиденциальных разговоров с хорошей шумоизоляцией. Все чисто аккуратно и комфортно. Да, еще двери в тамбурах и в салон полностью автоматические.
   Лыжи опять расположились в проходе, на полу. Информацию об остановках доводили на финском и английском языках. Вообще, как мне показалось, самостоятельно добраться, куда либо без знания финского достаточно проблематично. Не всегда название станции произносится так, как написано, если пытаться читать по правилам английского языка. Поэтому ориентировались на время прибытия и уточняли названия станций у аборигенов, владеющих международным языком общения. Проводники, люди в темной униформе и с загадочными агрегатами в руках, напоминающие складские PDA, со сканером штрих-кодов, не только проверяли билеты, но и (как это звучит по казенному) обилечивали пассажиров. Для меня осталось загадкой, как они вычленяли из общей массы пассажиров вновь прибывших. Возможно, ездить зайцем у них не принято.
   Второй поезд был попроще. Гораздо проще, не розеток, ни мониторов, ни автоматических дверей. Но комфортно. Нашлось, даже, место для лыжной сумки.
   Вообще, за все время не видели никого, кто бы ехал со своим снаряжением. Один раз попался человек с хиленьким чехлом с беговыми лыжами и все. Может потому, что сезон толком еще не начался.
   Часов в 8 вечера мы приехали в Кайяни. Если бы мне просто, кто-нибудь сказал, что это вокзал не маленького города, в котором даже аэропорт есть, я бы не поверил. Какой-то полустанок с маленьким двухэтажным зданием никак не тянул на гордое звание «Вокзал».

Вокзал Кайяни

   Наконец-то тут мы увидели действительно много снега. Температура воздуха составляла минус 4 градуса. Тем страннее было наблюдать огромное количество припаркованных велосипедов, на которых горожане шустро перемещались по расчищенным от снега дорожкам. Вообще, двухколесный транспорт у них в большом почете. Еще около вокзала, в Куоволо, я наблюдал множество стоек с велосипедами, мопедами и скутерами. Последние, кстати, на шипованной резине.

Велосипеды в Кайяни

   Порадовало, что дороги не посыпают всякой дрянью, от которой обувь разваливается через неделю носки. Их просто ежедневно чистят и посыпают гранитной крошкой.
   Рядом, с вокзалом, была найдена стоянка такси. Нам досталась Skoda Superb, хетчбек, в которую без особых проблем запихнули всю нашу поклажу. Для лыж, правда, пришлось складывать часть заднего сидения.

Стоянка такси в Кайяни

   От вокзала, до нашего отеля «Sokos» (построен в 2007 году), ехать около 30 км. Поездка на такси обошлась в 50 евро. Не знаю, кто там говорил про неторопливость финнов, но за городом все уверено двигались со скоростью около 100 км/ч, при разрешенной 80. В салоне ухоженной и не прокуренной машины два GPS-навигатора и какой-то агрегат, совмещающий функции кассового аппарата и счетчика. Странно, но тамошние таксисты не слушают шансон :-).
   В отеле нас радушно встретила девушка-администратор. Ребенку она оказала пристальное внимание, поинтересовавшись, как у него дела (блин, прям как в учебнике английского: «Hello! How are you?» «I`m fine? Thank you!»), и вручила ему яркую игрушку «Yo-Yo» (турки, учитесь). Затем быстро оформила документы и выдала три электронных ключа-карточки.
   Однокомнатный номер не роскошен, но добротен. На качество материалов не поскупились. Мебель из натуральной древесины, не без дизайнерских изысков, светодиодные светильники, тяжелые шторы на окнах, пастельное белье и т. д., все качественное. Странно рассуждать об этом, но обычно, на такое, внимания не обращал, а тут как-то сразу в глаза бросилось. Так же присутствует ЖК панель, исполняющая роль телевизора и интернет-терминала, мини бар, сейф и куча шкафов. Не сказать, что в номере было жарко. Термометр климатической установки показывал 22 градуса. Регулировка позволяла добиться 23, но не более. Вроде достаточно, но по ощущениям, как-то было «не так».

номер в отеле Sokos        Номер в отеле Sokos

   В отеле есть хорошо оборудованный тренажерный зал, два ресторана, кафе-бар (с ненормальными ценами. Отдавать 2,5 евро за бутылку минеральной воды, без газа, объемом 0,5 литра я считаю абсолютно не гуманным), две сауны: одна бесплатная, для постояльцев (работала с 7 до 10 и с 16 до 21 часа). Мальчики и девочки отдельно; Другая - приватная. Ее можно было заказать на любое время за соответствующую плату.
   Интернет бесплатен и безлимитен, при наличии своего оборудования. Либо Wi-Fi (везде, где принимается сигнал), либо по кабелю (в номере). Если нет под рукой компьютера, можно воспользоваться ЖК панелью, в комплекте с клавиатурой, установленной в номере. Это удовольствие стоит денег, каких, не припомню. Лично я обходился своей PSP, правда, текст на ней набирать извращение еще то.
   Для детей, в холле, нашлась библиотека с яркими и красивыми книжками на многих языках, включая, русский и десяток коробок с настольными играми, которые свободно можно взять в номер на неопределенное время.
   Так как мы приехали в начале сезона, отель был практически пуст. В сауне, к примеру, пару раз был кто-то еще, кроме нас, с сыном. Да и то, минут 10-15. В ресторане, на завтраках, максимум, человек 5.
    Кухня удивительно хорошего качества (есть такое мнение, что в скандинавских странах не особо вкусно готовят). Фрукты, соки, выпечка, мясные, рыбные закуски. Все более, чем съедобно.

отель Sokos

   На утро встал вопрос о том, как добраться до склона. На ресепшен нам объяснили, что от отеля, примерно раз в час, ходит автобус. Стоимость проезда в один конец на двух взрослых и ребенка-7,5 евро, либо такси. Ехать всего две остановки. На следующий день, на автобус мы опоздали. Вызванное такси (Citroen C5 универсал) приехало спустя минут пять, после звонка. Поездка обошлась в 7,80. В итоге, справедливо рассудив, что «Наши люди в булошную на такси не ездят» (copyright «Бриллиантовая рука») и таскаться с оборудованием удовольствие небольшое мы поступили следующим образом: за 1 евро сдавали его на хранение в пункт проката, а сами прогулочным шагом, по живописным местам, добирались до отеля, тратя на это минут 15-20.

Горнолыжные склоны Vuokatti

   Обедали в ресторане «A la Katti», на склоне. Шведский стол - 10 евро со взрослого и 5 с ребенка. Не особо большое разнообразие блюд, но все вкусно. Удивило наличие большого количества не просто холодных, а ледяных напитков. Молоко, кефир, какие-то морсы, что-то типа кваса (рекомендую), емкость с питьевой водой, в которой плавает лед. И это зимой. В отеле, на каждом этаже, агрегат со стопкой пустых стаканов. Решив что это кулер, не вглядываясь в опознавательные знаки, решил водички попить. Сунул стакан, льдом чуть ли не до колен закидало :-) Из этой Ice Machine куски льда вылетали с хорошей скорострельностью.

меню ресторана A la Katti

   Первые несколько дней было стойкое ощущение, что попали в зимнюю сказку. Все в снегу, на деревьях огромные снежные шапки, красота неописуемая и никого. Напоминаю, в Москве, на тот момент снега не было. Пустые склоны вызывали ощущение нереальности происходящего. Потом, правда, оно развеялось, приближалось католическое Рождество, и количество отдыхающих резко увеличилось. Кстати, туда приезжает много наших соотечественников из Карелии (всего-то 200 км. на машине).

На вершине склона

Кресельный подъемник

Кресельный подъемник

На вершине склона

На вершине склона

На вершине склона

   Склоны на любой вкус и цвет. Подъемники бугельные, якорные, кресельные. SkiPass на 6 дней, на одного взрослого - 90 евро, что достаточно дешево. Ребенок до 7 лет, в сопровождении взрослого и в шлеме- бесплатно. Так же бесплатно можно пользоваться подъемником на учебном склоне.
   Пока мы там были, температура находилась в пределах -2 - -4, то, что нужно, чтобы не замерзать и не мокнуть. Практически каждый день, как по расписанию, около 11 дня начинал идти снег, что усложняло проведение съемки. Поднимешься на вершину, смотришь, горизонт чист, можно снимать панораму. Спускаешься за штативом, поднимаешься обратно, а облачность уже скрыла горизонт и начинает идти снег, моментально забивающий объектив. Плюс ужасно короткий световой день. Нормально рассветало часов в 10, а в 14 уже темень. Поинтересовался у местных, бывает ли когда-нибудь солнце. Оказывается, бывает. Весной.
   В общем, условия для фотосъемки не самые благоприятные.
   Кажется, Финляндию называют страной тысячи озер. Охотно верю. С вершины, на сколько хватает взгляда, открывается грандиозный вид на заснеженные леса со множеством озер. Но это при хорошей видимости.

Кресельный подъемник

На вершине склона

   Перенаселение этим местам, в обозримом будущем, не грозит. К примеру, до ближайшего супермаркета или банка, находящихся в соседнем городе Соткамо - 7 км, да и городом я бы это назвал с большой натяжкой. Центральная улица со множеством сувенирных магазинчиков, два супермаркета и короткие, перпендикулярно расположенные улицы. Большинство магазинов работает с 9:00 до 18:00, с понедельника до пятницы и с 9:00 до 15:00 в субботу, супермаркеты - до 21:00. В воскресенье вся деловая активность замирает.
   Люди приветливы, доброжелательны и всегда готовы помочь, невзирая на языковые барьеры. Не все владеют разговорным английским.
    Велосипеды, лыжи, сноуборды и прочие вещи спокойно хранят на улице, возле дома. На парковках есть стойки с электрическими розетками, к которым подключают автомобили для подогрева двигателя (скандинавский вариант). Такие стойки есть даже на парковках в лесу. Много путешествующих в кемперах (домах на колесах). Около склонов таких целый городок.
   На сим завершу свое повествование. Отдых прошел великолепно, впечатления исключительно положительные. Если будет возможность, не откажемся еще раз посетить эту гостеприимную северную страну.
   P. S. Йеллоупукки мы так и не встретили, наверно готовился к раздаче подарков на Рождество.
© Глуховцев Андрей 2007 — 2017. Все права защищены. При копировании материалов обязательна активная ссылка на www.art-n-foto.ru.