Прямого сообщения с Москвой нет, так что маршрут получился весьма замысловатым. От Москвы поездом до Варшавы, от Варшавы экспрессом до Кракова, далее 110 км. на автобусе до Закопане.
Поезд называется «Полонез» и отправляется с Белорусского вокзала. Состав прикольный, маленький. Вагоны немецкие, годов 80х с еврокупе. Когда покупал билеты, был заинтригован фразой «Места верхнее, среднее и нижнее». На месте выяснилось, что еврокупе подразумевает три полки по одной стороне. Днем средняя убрана в стену, а нижняя трансформирована в трехместный диван. Все манипуляции с лежбищем производятся только проводницами. Наверное, чтобы пассажиры не покалечились. Купе тесное, особо не развернешься. Забираться на верхнюю просто ппц. Требуются недюжинные акробатические способности. Лестница для этого аттракциона прилагается, но куда ее повесить я не смог понять, даже с помощью проводницы. Та ее задумчиво покрутила, примерила туда, приложила сюда и сказала, что пойдет у кого-то спросит. Я махнул рукой и кое-как сам справился.
Поезд особой чистотой не блещет. Кое-где пыль, что-то отваливается. Какое-то все убогое. Если сравнить «Полонез» с поездом Москва-Хельсинки «Лев Толстой», то сравнение не в пользу первого.
Так как маршрут лежит через Беларусь, приграничные развлечения проходят в два этапа. По пути туда будили глубокой ночью. Причем, белорусы подошли к делу более основательно, чем их польские коллеги. Польскую границу я вообще проспал. На обратном пути, белорусы опять отличились. Развили такую бурную деятельность, что я уже начал опасаться личного досмотра каждого пассажира. Хорошо хоть до 12 ночи все закончилось и никто не мешал спать.
В Бресте составу меняли колесные пары. На обратном пути наблюдал весь процесс снаружи (что вроде как запрещено). Завораживающее зрелище.
Варшава встретила дождем и зеленой травой. Учитывая цель нашей поездки, сей факт несколько напряг. Задача номер один, представшая перед нами во всей красе – обмен евро на злотые. В путеводителях написано, что на вокзале полно обменных пунктов. Да они есть, только никаких указателей к ним не предусмотрено. Потратив время на изучение окрестностей, нашли сразу несколько. Только работают одни с 9, другие с 10, и 11 часов. Может где-то есть с более ранним временем открытия, но найти их вот так, с ходу, у нас не получилось. Пока искали обменник, упустили поезд и следующего пришлось ждать больше часа. Билеты, кстати, обошлись в 268 злотых.
В Кракове железнодорожный и автовокзал находятся рядом. Благодаря этому, чрезвычайно приятному (особенно для меня – тащившему две здоровенные сумки с вещами и оборудованием) обстоятельству, мы быстро погрузились в автобус до Закопане.
В Закопане разместились в приват-отеле «Calvados». Это частный отель человек на 30. У нас был просторный 2х комнатный номер с общей кухней в цокольном этаже. Отель располагается в центре города, рядом с одной из пяти известнейших улиц Польши – Крупувкой. Это пешеходная улица с огромным количеством магазинов, ресторанов, отелей. За все время нашего пребывания, не взирая на день недели и погоду, по Крупувке перемещалось огромное количество народа.
Тут хочу сделать отступление и сказать про языковой барьер. Информации на языках, отличных от польского нет вообще. Это касается всех мест, посещенных по нашему маршруту и самого Закопане. Русскоязычные надписи я встретил только в экспрессе Варшава-Краков. Это была схема водоснабжения поезда в туалете (очень важная и полезная информация) и загадочная надпись в купе «Запрещается злоупотреблять». Да, еще в горнолыжном комплексе «Поляна Шимошкова» прайс висел еще. За что им огромное человеческое спасибо. Все. На английском пообщаться нигде не удалось, даже в «Туристическом центре Закопане». Русский созвучен польскому, кое-как понимали друг-друга.
Катались в двух местах. На Губаловке, и в комплексе «Поляна Шимошкова». На Каспровы Верх не попали. Когда собрались туда оказалось, что комплекс закрыт из-за непогоды.
Губаловка.
У подножья и на вершине находятся станции фуникулера. Билеты туда и обратно обошлись в 17 злотых на взрослого, детский в 14. Самое большое разочарование было в том, что большой 1300 метровый склон не работал. Несколько частных склонов метров по 200 (25 подъемов - 30 злотых) и один 300 метровый (10 подъемов 25 злотых) со сноуборд-парком. Все с бугельными подъемниками. Народа полно, кругом сувенирная торговля, вперемешку с точками общепита. Прокат дешев. Лыжи на два часа 15 злотых, палки 5, ботинки 10. Панорама на Татры и город хороша, но зависит от погоды. Больше ничего интересного там нет.Поляна Шимошкова.
Два спуска: 1400 метров с довольно большим перепадом в начале и 400 метровая, пологая. Стоимость 10 подъемов 70 злотых на большой склон и 35 злотых на малый. Оборудованы 6-ти и 4-х местными кресельными подъемниками, соответственно. Прокат дешевый. Например, комплект лыжи-ботинки-палки на день 40 злотых.Два самых ярких впечатления: огромная толпа и отвратительное, не ратраченое покрытие. Последнее можно было бы списать на снегопад, который был в первый день нашего катания, но мы были там спустя час после открытия, а в другой день погода была солнечной. В Финляндии тоже снег валил и склонов в Вуокатти гораздо больше, но там с покрытием все нормально. Очередь на подъемники минут 10. Я думал, что только у нас, в Подмосковье, хитрожопые без очереди на лезут. Поляки, оказывается, не менее хитрожопы.
Проблем с питанием нет никаких. Можно найти места, где предлагают комплексный обед за 15 злотых, без напитка. Порции большие и я не побоюсь этого слова, вкусные. Максимальная сумма, которую мы оставили в ресторане – 75 злотых на троих. Я еле съел то, что заказал. На каждом углу торгуют сыром на гриле Oscypek и гофрами (большие вафли) со сливками, горячим шоколадом или сахарной пудрой. Обратная дорога заставила понервничать. Накануне и в день отъезда снег валил не переставая. Нам нужно было проделать маршрут в обратном порядке. Автобус – ж/д экспресс – поезд. Естественно, поезд ждать не будет. Прикинув маршрут, выбрали ранний автобус, в 6:30 из Закопане. За 4 часа мы вполне должны были успеть на экспресс. Выйдя на улицу, утром, я впал в ступор. Снега по колено. Причем, реально по колено, я такое в первый раз вижу. Автомобильной дороги не видно, что нагнетает напряженности. Там вообще что-нибудь может двигаться? Каково было мое удивление, пополам с облегчением, когда я увидел расчищенную трассу, по которой свободно двигался транспорт. Думаю, случись у нас что-нибудь подобное, Москва и ближнее Подмосковье встали бы намертво, а коммунальщики только бы руками разводили (Опа… снег выпал!). Снегоочистители летают со скоростью километров 70 в час. Из-под отвала снег летит на обочину валом высотой метра три. Фееричное зрелище. Мы под такой попали. Нас достало даже на тротуаре. Автобус до Кракова доехал часа за три, мы уложились в нужное время.
В общем, впечатление от поездки двоякое. С одной стороны, отдохнули, набрались впечатлений, прибарахлились. С другой, как-то все сумбурно. Хотелось больше времени уделить катанию, но потратили много времени на поиски «своего» склона из-за отсутствия внятной информации.